11 ноября 2018, 07:47

Душа старшины Новикова

11 ноября 2018, 07:47. Пермский край.

25 лет назад старшина кунгурской милиции Сергей Новиков ценой собственной жизни спас из Сылвы тонущего ребенка. Посмертно Сергей Павлович навечно внесен в списки личного состава регионального МВД. Сегодня мы вспомним, как это было.

Родители Сергея Новикова – Тамара Григорьевна и Павел Иванович – переехали в Кунгур из уинского села Аспа. В семье было пятеро детей, Сергей – четвертый по старшинству. Жили они в Нагорном. Сергей окончил школу, в начале 1980-х отслужил в войсках артиллерии - наводчиком  орудия и дальномерщиком оптических и звуковых измерений. Часть принадлежала центральной группе войск, расположенной в странах социалистического лагеря, на территории тогдашней Чехословакии.

По возвращении домой Сергей Новиков устроился на работу в милицию. К моменту трагедии он прослужил 10 лет.  

- В кунгурском отделе я в то время занимал должность начальника политической части, - говорит ветеран МВД Владимир Власов. – Разумеется, замполиту по должности положено знать весь личный состав, и с Сергеем  Павловичем я был хорошо знаком. Если вы не знаете, ППС - одно из самых «нервных и конфликтных» подразделений в милиции. Это испытание на прочность, потому что ППС работает с уличными хулиганами, пьяницами, мелкими нарушителями. Словом, контингент довольно тяжелый. Но на характере Сергея Новикова патрульно-постовая «горячка» никак не отразилась. Исполнительный, доброжелательный, он не зачерствел душой, никогда ни с кем не говорил на повышенных тонах. Позже Сергея перевели помощником дежурного по отделу, а это свидетельствует о немалом доверии к сотруднику. Без преувеличения скажу: пост очень серьезный. В дежурную часть берут только тех, кто готов в критический момент взять на себя ответственность.

День 16 июня 1993 года выпал на среду. У Сергея Новикова был выходной между сменами, тем не менее с утра он пришел в служебный кабинет: на помощнике дежурного всегда висит вагон бумажной отчетности, которую не успеваешь сдать в рабочее время.

- Сергей до обеда трудился над документами, потом я заметил, что он поглядывает на часы и куда-то торопится, - вспоминает коллега Виктор Чепуров, заступивший в тот день дежурным по отделу. – Я спросил, в чем дело. Сергей сказал, что ему домой должны привезти какие-то строительные блоки, надо будет встретить машину и разгрузить. Он жил в деревне Шаква. Я ответил: не вопрос, иди, конечно! В конце концов, у тебя законный выходной, позже свои справки допишешь.

- А если бы я его не отпустил? – размышляет сегодня Виктор. – Сергей остался бы жив, но ребенок утонул бы?... В тот же день я оказался среди тех, кто искал Сергея на дне реки. Когда поступило сообщение о ЧП, мы приехали прочесывать Сылву рыболовными сетями с моторных лодок. Все соседи Новикова вышли на поиски.  

Лидия Михайловна, супруга Сергея Новикова, в тот день последний раз видела мужа утром. Все как обычно. Муж сказал, что сходит в отдел «разгрести бумажные завалы». О своей работе в милиции он всегда говорил скупо. Что называется, оставлял проблемы за порогом. Лидия Михайловна с их общей 6-месячной дочкой Настей ушла к родителям. Дома остались ее дочери постарше – Света и Наташа.

- Сереже мои старшие девочки приходились приемными, но любил и лелеял он их как своих, - говорит Лидия Михайловна. – Он добрый был и спокойный, правда, упрямый иногда. Но ни единого слова грубее чем «елки-палки» я от него за девять совместных лет не слышала. Серёжа был сельский парень, крестьянский сын. Все по хозяйству умел, никому не отказывал, за всех заступался. Мы же новый дом хотели ставить, он сам эскизы набрасывал, дочерям показывал: вот какой у нас будет терем, большой и светлый! Да, мечты…  

Лидия Михайловна вспоминает, что муж Сергей очень любил животных. Незадолго до трагической гибели он привел домой приблудную собаку, которую по-простецки назвали Шариком. Пес оказался симпатичным и умным. Но вскоре после смерти Сергея мохнатый питомец бесследно исчез. В старину существовало поверье: домашние животные уходят вслед за хозяином, чтобы стать ему верными спутниками в ином мире.

А мы возвращаемся в роковое 16 июня. Сергей Павлович вернулся домой, пообедал, но машина с обещанными блоками все не ехала. Света с Наташей упросили его пойти с ними на Сылву искупаться. Они еще были слишком малы, чтобы ходить на реку без взрослых. Сергей сказал, что купаться не будет, но присмотрит за ними с берега. И втроем они пошли на стихийный пляж, куда испокон веков прибегают окунуться все деревенские: на Сылву, возле устья речки Шаквы.

День был жаркий. В воде плескалась детвора, на берегу отдыхали взрослые компании. Потом 12-летний мальчишка поплыл на середину Сылвы вдогонку за пластиковой «полторашкой» из-под газировки…

Все местные знали, что середина реки здесь коварная – воронки и омуты. Рядом впадает Шаква, поэтому на быстрине Сылвы бушует незаметный водоворот. И пацан вдруг забился, суматошно замахал руками, его голова стала то появляться, то пропадать возле качающейся пластиковой бутылки.

Не говоря ни слова, Сергей Новиков скинул одежду и бросился за утопающим. Доплыл до мальчишки, подхватил, вытолкнул к берегу, в безопасное место. Напуганного пацана приняли другие отдыхающие. Но в спешке никто не понял, что самому спасителю также нужна срочная помощь. Пока все внимание купальщиков было занято мальчиком, старшина Новиков ушел под воду, и тело его отыскали лишь спустя три часа. Службы спасения со штатными водолазами в Кунгуре тогда не существовало. Милиция и рыбаки вытащили мертвого Сергея рыболовными сетями. 

От первого брака у Сергея осталась дочь Светлана. Думаю, вас не удивит, если мы скажем, что Светлана Сергеевна (в замужестве – Третьякова) также служит в полиции, как ее папа. Она - старший инспектор отдела по делам несовершеннолетних, носит звание майора.

- Родители моего отца, бабушка Тамара и дед Павел, жили недалеко от нас, - рассказывает Светлана Сергеевна. - После школы я часто заходила к ним, туда же приезжал отец, он к тому времени жил на Шакве с другой семьей. У бабушки Тамары мне были рады. Помню, как папа ездил на желто-синем милицейском мотоцикле «Урал», привозил в подарок что-нибудь вкусное, ему всегда было о чем со мной поговорить. Называл меня только «дочка, доченька». А потом его не стало. Похороны я помню смутно, зато до сих пор отчетливо слышу выстрелы над папиной могилой - прощальный залп.

Впоследствии Светлана познакомилась с Анастасией, своей сводной сестрой по отцу. Насте к моменту гибели Сергея Павловича исполнилось всего шесть месяцев.

- Мы встретились на могиле отца в один из праздников 9 мая, когда многие кунгуряки по традиции идут на городское кладбище, - вспоминает Светлана Третьякова. – С тех пор мы общаемся со второй папиной семьей. Наверное, нас породнила память. Мой отец был добрым, замечательным, храбрым человеком. У меня растут три дочери: Настя, Ульяна, Аниса. Сыновей нет. Зато моя сводная сестра Анастасия назвала сына Сергеем – в честь погибшего папы.  

- Я всегда считал, что первая задача работника милиции – это даже не борьба с преступностью, а обеспечение безопасности граждан, - добавляет ветеран милиции Владимир Власов. – Страж порядка не может быть равнодушным. Увидев тонущего ребенка, Сергей бросился в воду не раздумывая. Это поступок, достойный настоящего мужчины.

Практически вся милицейская служба подчиняется приказам. Но невозможно приказать сотруднику быть порядочным, смелым и отзывчивым. Сергею на берегу никто не приказывал. Он просто сделал то, что должен был сделать. Без колебаний отдал свою жизнь за жизнь ребенка. Ему был 31 год. 

Сергей оставил после себя двоих дочерей и «крестника»: спасенного на Сылве мальчика. Этот мальчик давно вырос, завел семью, и у него есть собственные дети. Возможно, иногда он им рассказывает о сероглазом милиционере дяде Сереже, который даровал ему второе рождение.

«Досье 02. Прикамье»

Автор:

Категория: Пермский край

Новости по теме:

Поделитесь новостью с друзьями
Добавить в мои источники Я.НовостиПодписывайтесь на наш канал в Телеграм
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER
Интересные новости
Комментарии для сайта Cackle