2 октября 2018, 14:28. Пермский край.
На учебном полигоне Главного управления МЧС России по Пермскому краю прошла практическая отработка вводной второго дня всероссийских масштабных учений по гражданской обороне. На трибунах - руководящий состав территориальной подсистемы единой системы предупреждения и ликвидации чредвычайных ситуаций Пермского края. По вводной:
«На пульт дежурного ЕДДС поступило сообщение о крупном дорожно-транспортном происшествии с тремя пострадавшими».
Первыми на место ДТП прибывают сотрудники ГИБДД. Под колесами устанавливаются специальные подставки, чтобы машина не двигалась.
Согласно методическим планам есть определенный порядок организации работ по ликвидации дорожно-транспортных прроисшествий.
Полномочия по руководству работами по ликвидации последствий ДТП принимает на себя первый прибывший на место руководитель подразделения ГИБДД МВД России, поисково-спасательной службы МЧС России, службы скорой медицинской помощи Минздрава России. Он исполняет обязанности руководителя ликвидации последствий ДТП до прибытия руководителя, определенного законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенного органом государственной власти, органом местного самоуправления, руководителем организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация последствий ДТП.
Время жизни пострадавших с тяжелыми травмами при неоказании медицинской помощи минимально, поэтому необходимо максимально ускорить начало оказания им первой медицинской помощи. Для скорейшего обеспечения доступа к пострадавшим в поврежденном автомобиле для оказания ему первой медицинской помощи выбираются наиболее простые пути проникновения в поврежденное транспортное средство: путем удаления лобового стекла, вскрытия двери со стороны замков и т.п. Максимальная разборка поврежденного транспортного средства вокруг пострадавшего перед его извлечением из автомобиля помогает избежать дополнительного травмирования пострадавшего (особенно с травмами таза, груди, шейно-позвоночными травмами) при его извлечении из автомобиля.
Решение о немедленном извлечении пострадавшего принимается руководителем АСФ на основе заключения медицинского персонала. Первоочередное проведение медицинских мероприятий, адекватных состоянию пострадавшего противошоковой терапии; обезболивания; остановки кровотечений и т. п. фиксации положения пострадавшего при переломах, разрывах тканей и т. д. перед его извлечением из аварийного транспортного средства, и сохранении этого положения без переукладки в течение всего периода АСР, вплоть до поступления пострадавшего в медицинское учреждение.
На столкновения, опрокидывания автомобилей и наезды приходится 91,1% от общего количества ДТП, а число пострадавших и погибших в ДТП этого типа намного превышает суммарное число погибших и пострадавших во всех остальных транспортных происшествиях различного характера вместе взятых. Это обуславливает актуальность выбора рациональной технологии ликвидации последствий данного вида ДТП.
Спасение пострадавших при столкновениях, опрокидываниях автомобилей и наездах заключается в деблокировании пострадавших, извлечении из поврежденных автомобилей и оказании им первой медицинской помощи.
Необходимым условием эффективности спасательных работ является максимальная разборка поврежденного автомобиля для обеспечения доступа к пострадавшему, т.е. освобождение вокруг него пространства, необходимого для оказания первой медицинской помощи, фиксация пострадавшего без его дополнительного перемещения и извлечение пострадавшего из автомобиля. При этом и для легкового, и для грузового автомобилей выполняются следующие основные операции.
1. Организация зоны оцепления, обозначение ее светоотражающими конусами или мигающими фонарями. Установка огнетушителя вблизи рабочей зоны в удобном месте. Стабилизация поврежденного автомобиля.
2. Отключение аккумулятора.
3. Отключение не сработавших систем воздушных подушек и ремней безопасности.
4. Обеспечение защиты пострадавшего от осколков (стекла, пластика и т. п.), обломков поврежденного корпуса автомобиля, инструментов.
5. Снятие остаточного напряжения в деформированном кузове аварийного автомобиля путем перекусывания одной из стоек или силового элемента кузова с таким расчетом, чтобы перемещения, вызванные перекусом, были направлены в сторону уменьшения зажатия пострадавшего, т.е. первый кус делается со стороны удара.
6. Деблокирование пострадавшего.
7. Оказание пострадавшему первой медицинской помощи.
8. Фиксация пострадавшего.
9. Извлечение пострадавшего из поврежденного автомобиля.
Для устранения раскачивания поврежденного автомобиля (сдвига, перевертывания) его стабилизируют, для этого используются специальные приспособления или средства технического оснащения (домкраты, пневматические подушки и т.
На место условного ДТП прибыли сотрудники Пермской краевой службы спасения, территориального центра медицины катастроф, 8-й специализированной пожарно-спасательной части в составе 4х человек во главе с начальником караула.
Далее происходит разделение места выполнения аварийно-спасательных работ на 3 зоны. В первой зоне (в радиусе 5 метров) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательной группы, которые обеспечивают готовность аварийно-спасательных средств к применению. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, части аварийного ТС.
В салоне находится три человека, а двери заблокированы. Дверь снимается с петель, чтобы освободить место для работы.
Время жизни пострадавших с тяжелыми травмами при неоказании медицинской помощи минимально, поэтому необходимо максимально ускорить начало оказания им первой медицинской помощи. Машина обесточивается, чтобы не произошел разлив бензина с последующим взрывом.
Закрепляется рулевая подушка, чтобы не выстрелили нераскрытые подушки безопасности.
Далее спасатель-врач работает внутри салона: устанавливаются шейные воротники, ведь неизвестно, в каком состоянии у пострадавших шейные позвонки, бинтуются раны, подкладываются спинные щиты, чтобы при вытаскивании из автомобиля не наносились травмы позвоночнику. Пострадавших накрывают защитным пледом, чтобы в них не летели стекла, когда разбивается лобовое стекло. Демонтируется крыша.
Сегодня, 2 октября, с 19.00 до 20.00 смотрите на телеканале «РБК-Пермь» подробный репортаж с места событий и интервью с заместителем начальника Главного управления МЧС России по Пермскому краю Александром Шараповым в рамках выездной студии.