4 ноября 2018, 08:00. Пермский край.
Полезно заглядывать в прошлое, хотя бы потому что историю делают люди, - считает начальник отделения уголовного розыска отдела МВД России по Чердынскому району, майор полиции Екатерина Котельникова. Она скрупулезно изучила сохранившиеся в архиве краеведческого музея документы о буднях Чердынской Рабоче-Крестьянской милиции, что позволило получить обширное представление о характере службы в годы становления советской власти в Чердынском уезде, трудностях, опасностях, нуждах и радостях своих коллег, служивших в уголовном розыске.
1918-1920 годы.
В делах переписки Наркомата Юстиции с уездной милицией обнаружена копия Циркуляра НКВД № 865 от 24.10.1918 года «Об организации Отделов Уголовного розыска», где предписывается для негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом создать в населенных пунктах «с народонаселением более 40.000 – 45.000 жителей отделения уголовного розыска во главе одного начальника с необходимым числом сотрудников». Так в Чердынском районе был организован стол уголовного розыска. Приказом № 46 по Чердынской уездной милиции от 11.11.1919 года, предписывается, что штат сотрудников по уголовно-следственному столу, а именно «уголовного розыска в уездных отделениях милиции, где нет отделений уголовного розыска должен составлять 10%, т.е. соответствовать 1/10 части преступлений в среднем в месяц в районе деятельности данного Управления милиции»и состоять из заведующего, одновременно являющегося помощником начальника уездной милиции, делопроизводителя – 1 человек, конторщиков – 2 (в том числе 2-хмашинописцев), регистраторов преступлений - 1 человек.
Штатная численность подразделения уголовного розыска Чердынского уезда на 31 мая 1920 года составляла 9 человек, фактическая их было четверо.
Судя по сохранившимся документам, одним из первых руководителей на должность заведующего столом угрозыска был назначен Иван Наумович Вяткин. Руководителями угрозыска в разные годы периода Гражданской войны так же являлись, Виктор Гаврилович Астреин, Петр Васильевич Кузнецов, а затем - Евгений Николаевич Головин. Среди агентов угрозыска значатся Мырзин, Пыстоев, Васкецов, Лунегов, Черемисинов, Южанинов, Некрасов, Федосеев.
Анализируя отчетные документы, приказы и финансовые ведомости, становится ясно, что агенты уголовного розыска выполняли свои функции в условиях строгой конспирации на всей территории уезда: в ведомостях на получение жалованияуказаны лишь фамилии, в то время как полные данные в документахесть только у сотрудниковстола уголовного розыска.
В ежемесячных отчетах с волостных милицейских участков имеются отчеты от старших волостных милиционеров о затратах, произведенных при выполнении функций сотрудника уголовного розыска: допросы разных лиц, розыски, доставление в суд граждан. В финансово-отчетных документах имеются как отчеты самих работников, так и расписки граждан о получении от милиционеров денег за провоз на лошади или подводе между населенными пунктами.
Сохранилось до наших дней делопроизводство Чердынского уголовного розыска, в частности ориентировки по розыску, инструкции о ведении уголовного производства, наряды Народного суда о конвоировании и доставлении лиц в судебное заседание, а также секретные донесения о состоянии дел на участках, где особенно присутствовало противостояние войск адмирала Колчака и Армии Советов.
Среди архивных документов 1918-1919 годов находим «Список лиц, подлежащих задержанию и аресту» от 28.09.1919 г. № 2994/27196, поступивший в Чердынскую уездную милицию из ВЧК. На четырех листах машинописного текста приводятся установочные данные лиц, разыскиваемых ВЧК с указанием основания розыска, инициатора, сущности обвинения, номера циркуляра или телефонограммы об объявлении в розыск. Первой среди преступников общеуголовного характера, расхитителей, дезертиров, бежавших с мест службы и боевого поста с оружием, деньгами, документами значится «Романова - супруга Михаила Романова» (графиня Наталья Сергеевна Шереметьевская (Брасова), супруга Великого князя Михаила Александровича Романова) с гр. Уржумской и Савицкой Верой Николаевной, разыскиваемые Вятской ЧК как «контрреволюционерки и вдохновительницы контр-восстаний».
Среди сохранившихся приказов начальника уездной милиции за 1918-1919 годы сотрудники угрозыска фигурируют крайне редко. Мы встретили только два упоминания: первое - об увольнении в «кратковременную отлучку на два дня делопроизводителя стола угрозыска Головина», и о наказаниив виде выговора сотруднику угрозыска тов. Васкецову и регистратору угрозыска тов. Горшковой «за производимый шум в канцелярии».
В докладе по концу 1920 года в Пермскую Губернскую милицию о состоянии дел Чердынской уездной милиции начальник Е.А. Вологин сообщает об обширной территории уезда, дезертирах, нужде работников милиции в теплой одежде, боеприпасах, лошадях. Так же он указывает, что среди граждан имеет место как недоверие к Советской власти, так и сочувственное отношение к ней, сведений о крупных контрреволюционных выступлениях в докладе не имеется.
С периода Гражданской войны до наших дней документов о деятельности милиции в архивах Чердыни не имеется и поэтому обозримое прошлое можно описать словами ветеранов, которые поделились своими самыми яркими воспоминаниями о годах службы в уголовном розыске.
Воспоминания ветеранов
С 1989 по 2001 год уголовный розыск Чердынской милиции возглавлял Николай Васильевич Копытов, подполковник милиции в отставке:
- Пришел я в милицию сразу после армии в 1986 году, принимал меня на службу в УГРО Валентин Иванович Мырзин. Коллектив был крепкий, дружный, а обстановка в районе в те годы была не простая – работали Керчевский и Рябининский рейды, много было вербованных граждан, на территории района располагались исправительные учреждения. Штат сотрудников уголовного розыска составлял 11 человек, при этом по 2 стража порядка постоянно несли службу на отдаленных участках: в п. Керчевский и п. Ныроб. Более чем за десять лет службы в подразделении мне посчастливилось поработать с профессионалами розыскного дела и надежными товарищами».
Николай Васильевич вспоминает о громких делах, которых было немного, о буднях, в которых хватало заурядных преступлений и которые требовали внимания и сил. Вспоминается ветерану об удачах, когда тяжкие преступления раскрывались благодаря счастливому стечению обстоятельств и о профессионализме коллег, которые с самоотдачей и кропотливым трудом отыскивали улики, изобличающие преступника.
Так, жестокое убийство в п. Чепец было раскрыто оперуполномоченным Александром Ивановичем Осьмушиным благодаря тому, что он при осмотре места происшествия обнаружил волосы потерпевшей, оставшиеся на детских санях. Убийца под тяжестью улик признался, что труп ее расчленил и вывез на санках за пределы населенного пункта, после чего, как он считал, следы убийства в доме полностью уничтожил.
С особой горечью Николай Васильевич Копытов говорит о погибшем при задержании преступника оперуполномоченном уголовного розыска Олеге Валерьевиче Зуеве.
Отличительной чертой всех работников Чердынского уголовного розыска является верность выбранному пути. Подавляющее большинство сотрудников отдали подразделению 10 и более лет своей жизни. Особым примером для подражания является Николай Алексеевич Стяжкин, который пришел в УГРО п. Керчевский в звании лейтенанта.Оперуполномоченным проработал свыше 30 лет, ушел в отставку в звании майора милиции.В полной мере традиции «долгожительства» в рядах уголовного розыска поддерживает и сегодняшний начальник отдела МВД России по Чердынскому району подполковник полиции Валерий Викторович Говорливых. С 2001 по 2015 годы он руководил операми.
- Пришел я в уголовный розыск в 1995 году совсем молодым парнем. Считаю, что мне повезло - было у кого учиться, и было на кого равняться, - рассказывает о своей службе в оперативном подразделенииВалерий Викторович. - 90-е годы - время непростое, преступлений было много: убийства, кражи, особенно в магазинах. Работали дружно, взаимовыручка и взаимопонимание были на высшем уровне – делали одно дело. В 2001 году после командировки на Кавказ меня назначили начальником отделения уголовного розыска, мне тогда было 26 лет, так что служба в уголовном розыске – это для меня настоящая школа жизни. В этот период в отделение пришли сотрудники, которые сегодня являются самыми опытными оперативниками и составляют ядро коллектива - Алексей Арсеньевич Чудинов, Алексей Михайлович Давыдов, Евгений Сергеевич Вилисов, Владимир Сергеевич Останин, Сергей Валентинович Чистин.
Славные традиции нашего коллектива, его богатейшая история, добрая память о ветеранах сыска дают нам, их преемникам, верные ориентиры в профессии. Мы постоянно совершенствуем свои знания, учимся, применяем новые методики раскрытия преступлений, понимаем ответственность, которая лежит на нас и с честью выполняем свой профессиональный долг. Ведь под ногами - наша земля родная, огромная, прекрасная и удивительная, мир и спокойствие которой нам неизмеримо дороги.
«Досье 02. Прикамье»