4 октября 2018, 12:25. Свердловская область.
Деятельность подразделений уголовного розыска можно смело назвать классикой жанра всей правоохранительной системы. Вековая история борьбы с уголовными преступлениями хранит в себе уникальную информацию становления, развития и героической деятельности оперативных служб, сначала советского, а затем российского периодов времени.
Не случайно в отечественном кинематографе розыскной работе сотрудников милиции (полиции) посвящены многие популярные фильмы. Достаточно назвать известный всем сериал «Место встречи изменить нельзя» или «Петровка 38». А сколько запутанных, почти детективных историй на основе фактических данных раскрытых преступлений стали сюжетной линией литературных произведений. Однако в жизни оперативники не ищут славы, предпочитают не рассказывать о проведённых операциях по выявлению и задержанию преступников, даже спустя много лет. И их можно понять - в борьбе с преступностью требуется особая осторожность и осмотрительность. Они даже форму одевают только на торжественные построения или праздники, всё остальное время, предпочитая не выделяться среди гражданских лиц. Такая специфика службы. Но в преддверие 100-летия со дня образования службы уголовного розыска в системе Министерства внутренних дел России, который отмечается 5 октября, ветеран милиции и бывший руководитель салдинских оперативников Анатолий Пашенин согласился коротко рассказать о службе и поделиться своими воспоминаниями.
Анатолий Викторович службу в милиции начал в звании сержанта патрульно-постовой службы. В дальнейшем поступил в Нижнетагильскую школу милиции, и уже после окончания первого курса оказался перед выбором: продолжить службу в следственном отделе или уголовном розыске. Выбор был сделан в пользу, как он сам заметил, «живой» работы. Так, на протяжении 12 лет эта работа стала смыслом профессиональной деятельности оперативника, а затем и руководителя службы уголовного розыска.
- Анатолий Викторович, насколько правильным был ваш выбор связать свою судьбу с уголовным розыском?
- Работа в уголовном розыске связана с большими физическими и моральными нагрузками. Но это был мой выбор, о котором, ни разу не пожалел. Спортивная подготовка позволяла наматывать порой десятки километров в день, а поддержка более старших товарищей предавала уверенности и добавляла столь необходимого опыта. Особо благодарен моим первым наставникам Ивану Реж и Юрию Мелкозёрову. С ними я не раз обошёл вдоль и поперёк все улицы города, узнал криминальные места и постиг науку получать нужную информацию. Научился быть сдержанным, а при необходимости решительным. Именно они сделали из меня настоящего оперативника. А вообще, коллектив уголовного розыска – одна дружная команда, я бы даже сказал семья, готовая всегда поддержать, помочь, а если понадобиться закрыть собой в самый опасный момент. Такое братство дорогого стоит.
- По мнению обывателя, работа оперативника связанная с постоянными тревогами, преследованиями, запутанными и хорошо спланированными преступлениями, наконец, с перестрелками. Так ли это?
- Не стоит принимать за чистую монету всё то, что можно увидеть о деятельности уголовного розыска на экранах телевизоров или прочитать в детективных романах. Наша работа намного прозаичней, но ничуть не проще. Ни для кого не секрет, что сыскная деятельность основывается на информации о том или ином преступлении. А как она может быть получена, это уже наши профессиональные секреты. Погони и перестрелки – это, скорее всего, издержки нашей профессии, чем её правило. Кстати, мне ни разу не пришлось применять оружие на поражение, и как говорится «слава богу». Профессионализм оперативников определяется не количеством израсходованных патронов, а скорее наоборот, но при таком же результате задержания подозреваемых лиц в совершении преступлений.
- Какой из сериалов нашего кинематографа, на ваш взгляд, наиболее реально и правдоподобно отражает оперативную службу?
- Трудно сказать. Но, что касается самой атмосферы коллективизма и взаимовыручки оперативников, то наиболее объективно она показана в сериале «Улица разбитых фонарей».
- В период вашего руководства службой уголовного розыска были раскрыты десятки преступлений. Какие из них можно считать наиболее сложными?
- Когда я начинал работать, на территории Верхней Салды размещались подразделения военных строителей, которые формировались из далеко не идеального контингента. Были ранее судимые и лица склонные к совершению преступлений. От них можно было ожидать чего угодно, и спрогнозировать заранее возможные последствия их поведения было крайне сложно. Часто приходилось импровизировать, придумывать новые подходы к решению задач по получению информации, работать по «горячим следам». Среди резонансных преступлений запомнился случай убийства с особой жестокостью мужчины на территории школы № 14. Определить мотивы и исполнителей преступления было крайне сложно ввиду их неочевидности. Более суток проводили поисковые мероприятия, пока не вышли на след злоумышленников. В 90-е годы начался вал квартирных краж и грабежей. Сотовых телефонов не было и сообщения о происшествии поступали, как правило, на следующее утро. Отрабатывали информацию по местным группировкам, постепенно определяя их причастность к тому или иному преступлению. Одним словом, каждое розыскное мероприятие оставляло свой отпечаток в памяти.
- Анатолий Викторович, сейчас вы на заслуженном отдыхе. Не скучаете о службе?
- Скука – признак одиночества. Когда у человека есть друзья, которых связывают годы службы, то это называется воспоминания. Вот и 5 октября есть хороший повод для дружеского общения.
- Что бы вы хотели пожелать своим коллегам сотрудникам уголовного розыска в преддверии профессионального праздника?
- Хочу сердечно поздравить всех ветеранов и действующих сотрудников уголовного розыска с профессиональным праздником. Ветеранам желаю здоровья и успехов. А тем, кто продолжает носить погоны постоянного развития и дисциплины, которые позволяют добиваться поставленных целей и высоких результатов в карьере и в службе.
- Спасибо за беседу. С наступающим юбилеем службы уголовного розыска.
Александр Немцов, газета «Городской вестник»,
При содействии ММО МВД России «Верхнесалдинский»