4 октября 2018, 06:01. Томская область.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Сегодня Гражданской обороне страны исполняется 86 лет.
Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Впервые проблемы защиты мирного населения приобрели общегосударственное значение в России во время Первой мировой войны (1914-1918), когда в военных действиях стала применяться боевая авиация, способная наносить бомбовые удары по городам и объектам, расположенным далеко за линией боевых действий.
Историки определили 1918 год начальным этапом зарождения системы, отвечающей за защиту населения в стране. В феврале 1918 года, когда германские войска, нарушив перемирие, начали наступление на Петроград (ныне Санкт-Петербург), были приняты все меры для противовоздушной и противохимической обороны города. Впервые в истории страны Революционным комитетом обороны Петрограда были разработаны правила поведения населения при воздушном нападении противника.
В дальнейшем в связи с наращиванием и совершенствованием военной авиации руководство СССР стало принимать действенные меры по защите населения от воздушного нападения противника. Было принято ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной и противохимической обороны страны. В 1929 году в военных округах создали управления противовоздушной обороны, в состав которых были включены службы – инженерная, химической защиты, внутреннего наблюдения и разведки. В 1931 году были образованы также другие службы – противопожарная, охраны порядка и безопасности, медико-санитарная, ветеринарная и некоторые другие.
4 октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне страны». Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная её часть местная противовоздушная оборона (МПВО) для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха.
Этим актом было положено начало создания МПВО – основы будущей системы Гражданской обороны СССР. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днём рождения гражданской обороны страны.
В дальнейшем происходило развитие и укрепление противовоздушной обороны силами местных органов власти на объектах народного хозяйства. В годы Великой Отечественной войны система противовоздушной обороны страны внесла свой вклад в защиту Родины.
Бойцы противовоздушной обороны предотвратили в городах свыше 32 тысяч серьёзных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тысяч авиабомб и почти 2,5 миллионов снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тысяч загораний и пожаров.
В послевоенный период система защиты населения совершенствовалась с учётом появления ядерного, бактериологического и новых видов химического оружия.
В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная система – Гражданская оборона СССР. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 года принято «Положение о Гражданской обороне СССР».
В это время были разработаны теоретические основы защиты населения, а на территории всей страны осуществлён комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других специальных мероприятий.
Основными органами управления стали штабы гражданской обороны.
В начале 1970-х годов несколько изменилась военно-стратегическая обстановка в мире. Реально возникла угроза внезапного ядерного нападения на территорию СССР. Сложившаяся обстановка потребовала внести изменения и в деятельность Гражданской обороны СССР. С сентября 1971 года непосредственное руководство системой ГО было передано Министерству обороны СССР.
В марте 1976 года было утверждено новое «Положение о гражданской обороне Союза ССР», в котором было определено, что ГО СССР является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника. Исходя из данного определения, все мероприятия гражданской обороны впервые предписывалось осуществлять согласованно с другими мероприятиями оборонного характера. В результате всех проведённых мероприятий была создана довольно мощная, со своей строгой организационной структурой, государственная всенародная система.
Рост количества и масштабов в 1980-е годы возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера привёл к пониманию, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. В связи с этим 30 июля 1987 года правительство СССР приняло постановление о коренной перестройке ГО, в соответствии с которым на неё были возложены задачи защиты населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также проведение спасательных и других неотложных работ по их ликвидации.
Образование государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях началось с создания в 1989 году в структуре правительства СССР Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а затем в декабре 1990 года – Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР.
В начале 1990-х годов в связи с распадом СССР началось создание Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, был образован Российский корпус спасателей, на базе которого позже сформировали Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС). В его состав вошли войска гражданской обороны.
После ряда реорганизаций в 1994 году ГКЧС преобразовали в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
12 февраля 1998 года был принят Федеральный закон «О гражданской обороне», который дал возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.
С 1999 года началось реформирование войск гражданской обороны, были сформированы спасательные центры. Позже в ведение МЧС России переданы: Федеральная противопожарная служба (2001), Государственная инспекция по маломерным судам (2003) и военизированные горноспасательные части (2010).
В ноябре 2007 года постановлением правительства РФ было утверждено «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в РФ, а также основные мероприятия гражданской обороны, направленные на выполнение задач гражданской обороны.
В целях дальнейшего развития сил гражданской обороны в 2011 году на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны были сформированы спасательные воинские формирования (СВФ) МЧС России.
В настоящее время общая группировка СВФ МЧС России составляет 7223 военнослужащих, в том числе в спасательных центрах – 4460 военнослужащих, из них на ежедневное дежурство заступает 439 человек и 130 единиц техники. Группировка организационно состоит из 10 спасательных воинских формирований МЧС России и восьми авиационно-спасательных центров.
20 декабря 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны до 2030 года» (Указ № 696 от 20 декабря 2016 года). Документ определяет цели, задачи, основные направления и мероприятия реализации государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 года.
Сегодня в МЧС России идёт серьёзная работа по совершенствованию системы гражданской обороны и уточнению подходов к защите населения в военное время. В этом направлении выполняются научные работы, осуществляется корректировка нормативной правовой базы.