17 сентября 2018, 14:27. Чукотский автономный округ.
Мало кто из родителей искренне убежден в том, что краткий период жизни – раннее детство -- не должен быть омрачен никакими неприятными переживаниями, в том числе и переживанием страха. Ведь понятно, что, находясь в обществе, пользуясь благами цивилизации, невозможно не сталкиваться с опасными ситуациями. Всем известной аксиомой стало положение о том, что чрезмерно опекаемый ребенок вырастает беспомощным и практически неспособным к самостоятельной жизни – той, где нужно не только самому принимать решения, но и нести ответственность за них. Таким образом, вопрос обычно заключается не в том, воспитывать или не воспитывать культуру безопасности, а в том, как дозировать информацию о потенциально опасных ситуациях, чтобы ее объем не превысил некий допустимый уровень, и в какой форме эту информацию предоставлять.
Маленький ребенок практически не испытывает страха – он любопытен, наивен, доверчив и добродушен. Эти качества нужны ему для того, чтобы познавать мир: пробовать его на вкус, на ощупь, исследуя цвет и запах… Но эти же качества могли бы сыграть деструктивную роль, не находись он под неусыпным надзором взрослых практически 24 часа в сутки. И лишь привитые ребенку понятия о том, что можно и что нельзя, позволяют ему постепенно отделяться и отдалятся от родителей.
Для того чтобы научить ребенка безопасному поведению, нужно, чтобы в определенных ситуациях у него проявлялось чувство опасности. Понятно, что это чувство негативно окрашено и субъективно очень неприятно, но оно находится на службе инстинкта самосохранения. Не запугивание ребенка, а предоставление информации о потенциальных опасностях и объяснение, а также обучение его алгоритму поведения в опасных ситуациях – те кирпичики, из которых должно строиться воспитание культуры безопасности.
Нормального здорового ребенка практически невозможно запугать (чего боятся некоторые из родителей). Детям постоянно, чуть ли не ежедневно нужно напоминать об опасностях, которые их окружают (как о бытовых, так и о тех, которые могут подстерегать их при общении с незнакомыми людьми). Ведь осторожность при обращении с определенными предметами, настороженность при контактах с окружающими – качества отнюдь не врожденные, они приобретаются в процессе воспитания.
А как же насчет боязливых детей? Некоторые дети, кажется, боятся всего на свете и не отходят от мамы ни на шаг, привыкнув прятаться за ее спину в любой новой для них ситуации, а если и приближаются к незнакомому предмету или вступают в контакт с другими людьми, то после длительного периода наблюдения и привыкания и под строгим маминым контролем. Причин такого поведения может быть несколько. Во-первых, дети, так же как и взрослые, отличаются друг от друга своим темпераментом. Есть дети активные, подвижные, бесстрашные, а есть – тихие, спокойные, предпочитающие наблюдение за процессом, а не участие в нем. Вероятно, что последние будут более осторожны именно в силу своей меньшей активности. Однако их осторожность не менее нуждается в формировании и коррекции, чем осторожность холериков и сангвиников, которые спасутся бегством там, где флегматик или меланхолик пассивно подчинится ситуации (если, конечно, мама и папа не научат его правильному в данном случае поведению). Во-вторых, чрезмерно боязливые дети бывают, как правило, у мам, которые сами чрезвычайно тревожны – они неуверенно чувствуют себя в «этом безумном, безумном, безумном мире» и, тем самым, «заражают» своей тревожностью собственного ребенка. В-третьих, страхи малыша могут быть отражением семейного неблагополучия, его неуверенности в любви родителей и недополучения ласки и участия. Ребенок, очень нуждающийся в любви, но не находящий адекватного ответа на свои потребности со стороны самых близких ему людей, особенно подвержен формированию так называемых «фобий», или иррациональных страхов. И если с боязнью темноты или одиночества можно справиться «малой кровью», просто исключив возможность наступления этих ситуаций, то ужас при виде кошки, собаки или, например, лошади, может быть настолько силен, что перестает выполнять функцию самосохранения, но вызывает такие бурные соматические реакции (сердцебиение, головокружение, «холодный пот»), которые способны парализовать волю и делают ребенка зависимым от своих страхов, вынуждая его создавать различные ритуалы, защищающие его от встречи с вполне обычными и далеко не столь опасными, как ему кажется, объектами.
С какого возраста начинать делать «прививки осторожности»?
В возрасте около шести месяцев мы впервые можем наблюдать у младенца реакции страха – они возникают у него при встрече с незнакомыми ему, новыми лицами. В этом возрасте ребенок уже осознает себя как нечто, отдельное от матери, и поэтому ее уход или «замена» другим человеком довольно травматичны, поскольку с «исчезновением» матери у него пропадает чувство защищенности. По сути, все его страхи практически до периода двух-трех лет возникают в подобных ситуациях ухода, пусть и совсем кратковременного, любимого человека. Все остальные опасности, способные причинить ущерб здоровью, а то и жизни, для маленького ребенка как бы не существуют. Конечно, задача взрослых - постараться максимально обезопасить дом и предупредить возникновение опасных ситуаций, но это не значит, что нужно ограничиться только этим и отложить знакомство с колюще-режущими, бьющимися и ломающимися предметами, горючими веществами и лекарственными средствами «на потом», до достижения ребенком так называемого «сознательного» возраста. Фундамент культуры безопасности нужно закладывать как можно раньше, начиная делать это уже тогда, когда ребенок становится способен дотянуться до края скатерти, розетки или любимой бабушкиной вазы.
До трех лет малыш обычно находится под постоянным наблюдением взрослых – мам, пап, бабушек, дедушек… То есть, опасным для него, как правило, является лишь дом, в котором он находится, а именно – бытовые приборы и связанная с ними вероятность травматизации. К тому же ребенок в этом возрасте не уйдет далеко, из поля зрения наблюдающего за ним взрослого. Просто потому, что он очень зависим и все еще беззащитен и, несмотря на свое «бесстрашие», а, по сути, просто незнание, боится оставаться один. Но примерно с трех лет ребенок активно вступает в социальные контакты, знакомится со сверстниками и общается с взрослыми, игры, разговоры и просто совместное время препровождение с которыми могут быть для него очень интересными. И если в этом возрасте не начать обращать внимание ребенка на то, что не все окружающие добры и не у всех них имеются благие намерения, то в силу своей наивности и доверчивости, а также естественного для маленького человечка неумения хорошо разбираться в людских намерениях, он может открыть дверь незнакомцу или пойти с дядей, которого он видит впервые в жизни, «посмотреть котят».
К четырем годам дети, как правило, ведут себя достаточно разумно. Они уже знакомы практически со всеми потенциально опасными предметами и ситуациями благодаря рассказам о них родителями, а то и испытав кое-что на собственном опыте. Но это не значит, что взрослые могут расслабиться и начать пожинать плоды своей воспитательной работы. Фундамент-то заложен, но поставить ограничители (подобные тем, что не позволяют окнам открываться более чем на десять сантиметров) на детское любопытство невозможно. А это значит, что ребенок, подражая взрослым, будет пробовать (или пытаться пробовать) пользоваться маминой косметикой, папиной дрелью или съест упаковку бабушкиных таблеток – ведь они такие красивые! Отсюда вывод – четырех-, пяти- и даже шестилетки нуждаются в постоянном напоминании о том, чего делать нельзя и что нужно делать с осторожностью и повторении «пройденного материала» как в теории, так и на практике – пока, естественно, под наблюдением взрослых.
И, наконец, к тому времени как ребенок пойдет в школу, задача родителей – вооружить его «до зубов» всем тем, что составляет культуру безопасности. Конечно, не в том объеме, который он получит на уроках по основам безопасности жизни, но все же достаточном, чтобы распознать опасную ситуацию, насторожиться и спастись бегством или дать отпор там, где это возможно.
Бегство, защита или нападение. Что делать в случае, если…
Кажется, бесстрашие ползунков и малышей, начинающих ходить, не знает границ. Их не пугают ни раскаленная печь, ни открытое окно, ни острый нож, ни, тем более, разноцветные провода. Они с одинаковым удовольствием могут дергать кота за усы, тащить в рот блестящие иголочки и совать в розетку металлическую спицу. Понятно, что взрослые должны свести к минимуму такие возможности, пытаясь обезопасить дом, в котором есть маленький ребенок. Всевозможные заглушки, ограничители, замки, барьеры, коврики, экраны – вот далеко не полный перечень предметов, призванных помочь в создании «безопасного дома». Но всего предусмотреть невозможно, так же как невозможно убрать все потенциально опасные предметы из поля зрения малыша и за пределы досягаемости, поэтому уже при достижении ребенком одного года, а то и раньше нужно называть ему предмет, к которому он приближается, и предупреждать об опасности. Долгих объяснений малыш не поймет, поэтому «разговор» должен быть как можно более лаконичен: «плита – ай, горячо – обожжешься», «ток, опасно», «ступеньки, осторожно». Говорить это нужно эмоционально, с соответствующей интонацией, так, чтобы ребенок почувствовал беспокойство в голосе взрослого.
У малыша должны быть табу, нарушать которые нельзя ни при каких обстоятельствах. Так как рациональными доводами убедить в чем-либо ползунка вряд ли удастся, придется воздействовать на него на уровне подсознания, формируя, можно сказать, условные рефлексы. Желательно выбрать какое-нибудь слово, например, «стой!», и использовать его только в тех случаях, когда ребенок, даже тот, который уже постарше, приближается к опасному предмету с намерением его использовать, а у мамы или кого-то, кто находится в этот момент поблизости с ребенком, не остается времени на то, чтобы убрать этот предмет или еще каким-либо образом исключить воздействие опасной ситуации. Реакцией на данный раздражитель должна стать неподвижность ребенка – до тех пор, пока мама успеет добежать. Такой прием пригодится и потом, на улице, когда ребенок может заиграться и броситься к проезжей части за покатившимся в ее сторону мячом.
Нежелательно ограничивать познавательный интерес трехлетки, полностью исключая из его обращения предметы, которыми он может порезаться или пораниться. Если вовремя не познакомить его с ножницами, ножами, вилками, иголками и гвоздями – он доберется до них сам и так или иначе попытается найти им применение. Поэтому лучше если это знакомство произойдет под наблюдением взрослых. Позвольте малышу разрезать яблоко, вбить гвоздь, вдеть нитку в иголку, вырезать фигурку из бумаги, сначала показав, как это делается, потом помогая ребенку сделать это самому. Необходимым условием для манипуляций с данными предметами должна стать полная сосредоточенность на выполняемом действии. Как только внимание юного испытателя ослабевает – забирайте у него нож или ножницы до следующего раза.
То же самое относится и к опасностям, подстерегающим малыша на детской площадке. Горки, качели, приспособления для лазания… Падение с них может быть причиной различных травм. Научите ребенка быть осторожным, смотреть по сторонам, не отвлекаться, помогите ему освоить новый снаряд, но не запрещайте пользоваться им, мотивируя это тем, что он еще маленький. Вообще, запретов должно быть как можно меньше. Чем больше запрещать ребенку пытаться сделать что-либо самому – тем больше вероятность того, что однажды «порабощенный» взбунтуется против своих «угнетателей» и тогда уже никакие запреты не возымеют своего действия. Чем больше мы «тормозим» активность ребенка, тем он становится агрессивнее, перестает слушаться и делается неуправляемым. И только разумные запреты, когда что-то запрещается по достаточно веским причинам, а не оправдывает лень взрослых, которым просто не хочется в данное время «возиться» с ребенком, помогая ему освоить какое-либо действие, принимаются ребенком как должное, потому что он знает, что такое отношение к нему заслуживает доверия.
Как только маленький человек отправляется в «большое плавание», начиная контактировать не только с ближайшими родственниками, возникает еще одна проблема – как воспитать у него здоровую настороженность по отношению к окружающим, среди которых может объявиться и «волк в овечьей шкуре». Здесь снова нужно вспомнить о таком чувстве, как страх. Страх – это результат настороженности, то есть повышенной чувствительности к сигналам внешнего мира, которая необходима в определенных потенциально опасных ситуациях. Но без знания не бывает страха (имеется в виду рациональный страх), то есть если мы не воспитаем в ребенке определенного отношения, не сформулируем правила общения с незнакомыми – он не будет знать, как вести себя в таких ситуациях, что в итоге может привести к весьма печальным последствиям.
Но страх не должен быть чрезмерно силен, так как в таком случае он крайне нецелесообразен, он парализует тогда любое действие, в том числе и бегство. Обычно реакция на опасность состоит из смеси чувства страха и защитного действия. Готовность к опасности выражается в повышенном внимании и двигательном напряжении. Эту готовность ожидания следует, не задумываясь, признать большим преимуществом, ее же отсутствие может привести к серьезным последствиям. Из нее исходит, с одной стороны, двигательное действие, сначала бегство, а на более высокой ступени -- деятельная защита. Таким образом, наша задача – насторожить, но ни в коем случае не запугать ребенка. Как это сделать практически?
Покупая ребенку красочные книжки со сказками, многие из нас даже не задумываются о том, что сказки, особенно русские народные, являются прекрасным пособием по безопасности. «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Маша и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Теремок», «Красная Шапочка» -- все они, да и многие другие содержат в себе описание опасных ситуаций и инструкции о том, как из них выйти. Начинать знакомство с этими сказками можно уже тогда, когда ребенок начнет проявлять к ним интерес. Сначала не столь важно, в какой форме ребенок будет воспринимать сказки – в виде мультфильмов, радиопостановок или слушая маму, читающую ему книгу. Ребенок должен просто «наслушаться» или «насмотреться», а полезная информация, заложенная в них, даже и без объяснения взрослых достигнет детского подсознания. В дальнейшем можно сопровождать чтение сказок собственными комментариями, сокрушаться по поводу неправильного поведения персонажей, обсуждать с ребенком возможные варианты развития событий. И, наконец, когда малыш поймет, что помимо добрых мишек и зайчиков на жизненном пути ему могут повстречаться также злые волки и хитрые лисы, можно переходить к конкретным инструкциям – не открывать дверь незнакомым, не давать им свой адрес, не говорить, что родителей нет дома, не идти за дядей, предлагающим «посмотреть что-либо интересненькое», не убегать на улице от гуляющих с ним взрослых, не уходить одному из садика…
К сожалению, ознакомление ребенка с потенциально опасными ситуациями еще не является гарантией того, что он в них не попадет или, в крайнем случае, с успехом из них выйдет. Для закрепления пройденного материала и формирования так называемого динамического стереотипа необходимо периодически устраивать малышу экспресс-экзамены – просить повторить его порядок действий в той или иной ситуации.
Таким образом, культура безопасности возникает у ребенка не сама по себе, а прививается в результате длительной и кропотливой работы взрослых. И только от вас зависит, насколько «окультуренным» в данном отношении будет ваш ребенок. Воспитание ребенка с учетом его темперамента, работа с собственными страхами и тревожностью, а главное – взращивание вашего «цветка» в атмосфере любви и доброжелательности – вот необходимые условия для того, чтобы ребенок не озлобился, не стал недоверчивым, но научился вести себя соответственно требованиям реальности.
Источник: