11 декабря 2018, 09:05. Челябинская область.
С 4 декабря во всех 43 муниципалитетах Челябинской области введена в опытную эксплуатацию и начала работу система «112» для приёма экстренных сообщений от населения. Процесс по запуску данной системы был инициирован несколько лет назад и поддержан губернатором Челябинской области.
Первые обращения от граждан 16 муниципалитетов начали поступать 6 ноября. Анализ звонков, поступивших за первый месяц, позволяет сказать, что граждане начинают понимать значимость системы. Звонки поступают при необходимости вызвать скорую или полицию, при возникновении возгорания или подозрении на пожар, утечку газа и т.д.
Всего с 6 по 30 ноября в подключенные муниципалитеты поступило 45843 звонка. При этом стоит отметить, что доля ложных вызовов составляет более половины(!) всех звонков – 24529. Такая картина наблюдается практически во всех муниципальных образованиях. Однако это не значит, что люди вызывают экстренные службы туда, где ничего не происходит. Как правило, набор номера «112» происходит у человека случайно при разблокировке телефона (случаи звонков из кармана известны всем). Или же это звонки с предприятий и организаций, произведённые вследствие технических проверок или сбоев.
В любом случае оператор обязательно перезванивает абоненту и убеждается, что всё в порядке и ничего не произошло.
А вот в отличие от ложных вызовов детская шалость совсем не случайна: дети, слышавшие на уроках ОБЖ про «волшебный» номер экстренной помощи, набирают заветные три цифры по причине любопытства или баловства. За первые несколько недель полноценной работы системы таких звонков оказалось 3463! И в этом случае хочется обратиться к взрослым, в первую очередь, к родителям: детям необходимо объяснять важность системы «112» и говорить о том, что такие звонки вовсе не игрушка и номер не должен набираться просто так.
Что касается непосредственно экстренных служб, то в «скорую» граждане обратились 3526 раз, в полицию – 1718, а в пожарную охрану и газовую службу – 565 и 113 раз соответственно.
Если говорить об областном центре, то, конечно же, Челябинск лидирует по общему числу звонков и по числу обращений во все экстренные службы. Больше всего челябинцы обращались в скорую медицинскую помощь (3071 раз), полицию (1385 раз), в ЕДДС (582 раза) и пожарную охрану (253 раза). При этом 8567 обращений носили справочный характер.
Система «112» постепенно набирает обороты. Поступило разрешение от Минкомсвязи на опытную эксплуатацию системы в оставшихся 27 муниципалитетах области, которая и была запущена 4 декабря. Кроме того, закуплен программный модуль для работы с смс-сообщениями, что облегчит работу с отдельными категориями граждан (глухонемыми, слабослышащими).
Задача же всех заинтересованных служб и жителей Южного Урала – совместно обеспечить максимально эффективную работу системы приёма экстренных сообщений от населения.
Справка
Разрешение на запуск системы «112» было получено 30 октября от Министерства цифрового развития, связи и коммуникаций РФ. В число первых подключенных муниципалитетов вошли: Агаповский, Аргаяшский, Брединский, Варненский, Верхнеуральский, Еманжелинский, Еткульский, Карталинский, Кусинский, Нязепетровский, Октябрьский, Чесменский, Увельский муниципальные районы, а также Верхнеуфалейский, Карабашский городские округа и, непосредственно, сам Челябинск (с августа 2017 года).
В соответствии с нормативными документами и техническим проектом, система «112» области формируется на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и дежурно-диспетчерских служб следующих экстренных оперативных служб:
службы пожарной охраны (01); полиции (02); службы скорой медицинской помощи (03); аварийной службы газовой сети (04); службы «Антитеррор» (ФСБ).Этот список не окончательный и при необходимости может быть расширен в рамках конкретного региона (поисково-спасательные службы, медицина катастроф, службы психологической помощи и пр.).
Ответивший оператор максимально быстро произведет сбор информации, составит соответствующие документы, привлечет необходимые службы и проконсультирует заявителя о том, как действовать в той или иной ситуации (например, при пожаре или при оказании первой помощи). Система позволяет также направить вызов одновременно всем службам, если того требуют обстоятельства происшествия.
На сбор информации и составление карточки вызова оператору требуется порядка одной минуты (время на эти манипуляции строго регламентировано). Если все операторы системы «112» в данном муниципалитете на момент вызова будут заняты, то звонок будет автоматически переадресован в Центр обработки вызовов, расположенный в Челябинске. К системе подключены все операторы мобильной связи и оператор фиксированной связи ПАО «Ростелеком».
На территории Челябинской области организовано более 200 рабочих мест, участвующих в информационном обмене. Областью и некоторыми федеральными ведомствами, организациями закуплено и установлено необходимое оборудование, проведены пуско-наладочные работы, организованы каналы связи.