16 ноября 2018, 13:11

В Главном управлении прошло публичное обсуждение обзора результатов обобщения и анализа правоприменительной практики

16 ноября 2018, 13:11. Республика Татарстан.

Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан провело публичное обсуждение обзора результатов обобщения и анализа правоприменительной практики, разработанного в рамках реализации подпункта 3 пункта 2 статьи 8.2 Федерального закона от 28.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». На этот раз в обсуждении принимали участие председатели садоводческих и дачных товариществ.

 

В обсуждении принимали участие председатель правления Союза Садоводов Татарстана – Владимир Дейнекин, заместитель председателя комиссии Общественной палаты Республики Татарстан по экономическому развитию, инфраструктуре жизнедеятельности граждан Елена Муравьева Викторовна, главный специалист отдела консультационно-методической помощи органам местного самоуправления Совета муниципальных образований Республики Татарстан Алмаз Гарифуллин, заведующий сектором по мобилизационной подготовке и чрезвычайным ситуациям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Рустам Марданов и юрист общественной приемной Уполномоченного при Президенте Республики Татарстан по защите прав предпринимателей Юлия Каплевская, а также председатели садоводческих товариществ и сотрудники аппарата управления надзорной деятельности. Кроме того, в режиме видео и аудиоконференцсвязи за ходом слушаний наблюдали сотрудники Федерального государственного пожарного надзора и представители садоводческих товариществ муниципальных районов республики в 45 районов республики.

В вступительном слове ВрИО заместителя начальника ГУ МЧС России по Республике Татарстан – начальника УНД и ПР, полковник внутренней службы Олег Нуруллин отметил, что обзор практики разработан в целях отражения типовых и массовых нарушений обязательных требований, с разъяснениями о возможных мероприятиях по их устранению, причины возникновения типовых нарушений, а также руководство по соблюдению обязательных требований.

 - Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

- обеспечение единообразия практики применения органами надзорной деятельности МЧС России федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопасности, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации;

- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике органов надзорной деятельности МЧС России путем их доведения до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований и контрольно – надзорных функций;

- повышение результативности и эффективности контрольно – надзорной деятельности;

- выработка путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов надзорной деятельности МЧС России, позволяющих соблюдать периодичность плановых и внеплановых проверок объектов государственного надзора.

Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

- выявление проблемных вопросов применения органами надзорной деятельности МЧС России обязательных требований;

- выработка оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;

- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

- выявление избыточных контрольно – надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства;

- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;

- выработка рекомендаций в отношении мер, которые должны применятся объектами государственного надзора в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований;

- координация деятельности органов надзорной деятельности МЧС России, - разъяснил требования федерального закона Олег Нуруллин.

После чего заместителя начальника УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан – начальник отдела дознания и административной практики полковник внутренней службы Алексей Пашин выступил с докладом: «Анализ обстановки с пожарами и последствиями от них в садоводческих некоммерческих товариществах Республики Татарстан за 10 месяцев 2018 года».

 - Ежегодно в садовых обществах Республики Татарстан происходит в среднем 200-220 пожаров, на которых погибают в среднем 11-12 человек, получают травмы различной степени тяжести в среднем 9-10 человек, - привел данные статистики Алексей Пашин.

 - За 10 месяцев 2018 года обстановка с пожарами и последствиями от них в садоводческих некоммерческих товариществах Республики Татарстан по сравнению с аналогичным периодом прошлого года характеризовалась следующими основными показателями:

- зарегистрировано 255 пожаров (2017 г. – 272, - 6,25%);

- на пожарах погибло 10 человек (2017 г.– 9, + 11,11%);

- травмировано 8 человек (2017 г. – 9, - 11,11%);

- прямой материальный ущерб 3,013 млн. рублей (2017г. – 1,577 млн. рублей).

По сравнению с аналогичным периодом 2017 г. снижено количество пожаров на 6,25% (на 17 случаев); вместе с тем допущен рост количества погибших на 11,11% (на 1 человека) и увеличение материального ущерба от пожаров практически в 2 раза.

Огнем уничтожено: 194 строения (2017г. - 175; +10,9%); 2 единицы техники (2017 г. – 2).

При пожарах в садоводческих некоммерческих товариществах подразделениями государственной противопожарной службы республики спасено 5 человек (2017 г. – 7; -28,6%); материальных ценностей на сумму 1,1 млн. рублей (2017 г. – 2,95 млн. рублей; -62,7%).

Рост количества пожаров в садоводческих некоммерческих товариществах зарегистрирован в 5-ти муниципальных образованиях республики (в Верхнеуслонском (с 7 до 13), Заинском (с 3 до 9), Мензелинском (с 0 до 1), Нижнекамском (с 18 до 19) муниципальных районах и в г. Казани ( с 62 до 71).

Рост количества погибших на пожарах людей в садоводческих некоммерческих товариществах зарегистрирован в 2-х муниципальных образованиях республики (в Верхнеуслонском (с 0 до 1) и Высокогорском (с 0 до 3) муниципальных районах).

Рост количества травмированных на пожарах людей в садоводческих некоммерческих товариществах зарегистрирован в 3-х муниципальных образованиях республики (в Высокогорском (с 1 до 2), Зеленодольском (с 0 до 1) муниципальных районах и в г. Казань (с 3 до 4)). Следует отметить, что одновременно рост гибели и травмированных людей на пожарах зарегистрирован в 1-м муниципальном районе (Высокогорском).

За 10 месяцев 2018 года 9,8% от общего числа пожаров в Республике Татарстан 8,7% погибших и 3,7% травмированных людей на пожарах  приходится на садоводческие некоммерческие товарищества.

Основное количество пожаров, погибших и пострадавших на них людей в садоводческих некоммерческих товариществах приходится на:

- садовые дома (дачи, дома под дачу) – 146 пожаров или 57,3% от общего количества пожаров в СНТ (2017 г. – 170, -14,1%), 9 погибших (2017г. – 7, +28,6%) и 4 травмированных (2017 г. – 7, -42,9%);

- надворные постройки (сараи, бани, гаражи и т.п.) на территории садовых участков - 108 пожаров или 42,7% от общего количества пожаров в СНТ (2017 г. – 102, +5,9%), 1 погибший (2017 г. – 2, -50%) и 4 травмированных (2017 г. – 2, +100%);

Основными причинами пожаров за 10 месяцев 2018 года в садоводческих некоммерческих товариществах Республики Татарстан явились:

- неправильное устройство и неисправность отопительных печей и дымоходов – 115 пожаров или 45% от общего количества пожаров (2017 г. – 99, +16,2%);

- нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования – 66 пожаров (25,9%) (2017 г. – 93, -29%);

- неосторожное обращение с огнём – 47 пожаров (18,4%) (2017 г. – 62,    -24,2%;

- поджоги – 12 пожаров (4,7%) (2017 г. – 7, +71,4%);

- нарушение правил технической эксплуатации бытовых электроприборов – 10 пожаров (3,9%).

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось количество пожаров, причиной возникновения которых явились:

- нарушение правил технической эксплуатации бытовых электроприборов – в 3,3 раза (с 3 до 10);

- поджоги – на 71,4% (с 7 до 12);

- неправильное устройство и неисправность отопительных печей и дымоходов – на 16,2% (с 99 до 115).

За 10 месяцев 2018 года в Республике Татарстан обстановка с гибелью людей на пожарах в садоводческих некоммерческих товариществах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года характеризовалась следующим образом:

С начала 2018 года наблюдается  рост гибели людей на пожарах в сравнении с 2017 г. на 11,11% (с 9 до 10).

Рост гибели людей на пожарах в СНТ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается в 2-х муниципальных образованиях республики (в Верхнеуслонском (с 0 до 1) и Высокогорском (с 0 до 3) муниципальных районах). Вместе с тем, допущена групповая гибель 2–х человек на пожаре в г. Казани.

Из 10 погибших людей в СНТ основное количество приходится на:

- садовые дома (дачи, дома под дачу) – 9 погибших (90%);

- надворные постройки (сараи, бани, гаражи и т.п.) на территории садовых участков -  1 погибший (10%);

Причинами пожаров, приведших к гибели людей, явились:

- неосторожное обращение с огнём - погибло 4 человека (40% от общего числа погибших);

- неправильное устройство и неисправность отопительных печей и дымоходов – 2 погибших (20%);

- нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования – 1 погибший (10%);

- нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования – 1 погибший (10%);

- нарушение правил технической эксплуатации бытовых электроприборов – 1 погибший (10%);

- нарушение правил устройства и эксплуатации бытовых газовых устройств - 1 погибший (10%).

При рассмотрении возрастных категорий погибших людей при пожарах отмечается, что наибольший процент приходится на людей от 41 до 60 лет (7 человек или 70% от общего числа погибших при пожарах) и свыше 60 лет (3 человек или 30%).

При рассмотрении социального положения погибших людей при пожарах отмечается, что наибольший процент приходится на пенсионеров (4 человека или 40% от общего числа погибших при пожарах) и рабочее население (3 человека или 30%).

Социальное положение погибших:

- пенсионеры – 4 человека;

- рабочие – 3 человека;

- безработные – 2 человека;

- инвалиды – 1 человек.

Гибели 7 человек (70% от общего числа) способствовало алкогольное опьянение. В сравнении с 2017 г. количество погибших людей, находившихся в нетрезвом состоянии, увеличилось на 2 человека. В состоянии сна на момент гибели находились 2 человека (20%). Гибели 1 человека способствовало болезненное состояние, исключающее возможность самостоятельного передвижения (инвалидность).

Основное количество пожаров в СНТ – 5 (50%) произошло в ночное время в промежуток времени с 00 час. до 04 час. При пожарах погибло 7 мужчин или 70% от общего числа погибших и 3 женщин (30%).

Анализируя гибель людей при пожарах в СНТ, стоить отметить, что основное количество погибших приходится на конец дачного периода (сентябрь - 4 погибших, октябрь – 3 погибших).

Остановимся на кратком рассмотрении пожаров с гибелью людей, произошедших в СНТ в Республике Татарстан в текущем году:

03 августа 2018 года в 00 час. 39 мин. произошел пожар в садовом доме, расположенном по адресу: город Казань, Приволжский  район, СНТ «Сад № 1 завода СК им. Кирова».

В ходе тушения пожара в комнате на кровати обнаружен труп мужчины, 1971 года рождения. Причиной пожара явилось неосторожность при курении в кровати. Условиями, способствующим гибели человека, стали нахождение погибшего в состоянии сна и алкогольное опьянение.

25 сентября 2018 года в 14 час. 02 мин. произошел пожар в садовом доме, расположенном по адресу: Высокогорский район, товарищество собственников недвижимости «СНТ Бодрость».

В ходе тушения пожара в комнате обнаружен труп мужчины, 1960 года рождения. Осмотром места пожара и по показаниям очевидцев установлено, что пожар произошел в спальной комнате, причиной пожара явилось неосторожность при курении. Условием, способствующим гибели человека, стало нахождение погибшего в состоянии алкогольного опьянения.

14 октября 2018 года в 18 час. 22 мин. произошел пожар в садовом доме, расположенном по адресу: город Казань, Приволжский  район, СНТ «Сад № 1 завода СК им. Кирова».

В ходе тушения и разбора места пожара в комнатах садового дома обнаружены 2 трупа: женщины, 1957 года рождения и мужчины, 1963 года рождения. Осмотром места пожара и по показаниям очевидцев установлено, что пожар произошел в помещении кухни, причиной пожара явилось неосторожность при курении. Условием, способствующим гибели людей, стало нахождение погибших в состоянии алкогольного опьянения.

Примеры гибели людей в результате неправильного устройства и неисправности отопительных печей и дымоходов.

08 мая 2018 года в 02 час. 00 мин. произошел пожар в бане на садовом участке, расположенном по адресу: Тукаевский район, СНТ «Шильна».

В ходе тушения и разбора места пожара в помещении бани обнаружен труп мужчины, 1977 года рождения.

Опросом очевидцев установлено, что погибший гражданин проживал в бане из-за низкой температуры воздуха, топил печь.

Осмотром места пожара установлено, что причиной пожара послужила неисправность отопительной печи и дымохода, на что указывали наиболее глубокие прогары потолка в месте размещения печной трубы. Условиями, способствующим гибели человека, стали нахождение погибшего в состоянии сна и инвалидность (отсутствие одной из нижних конечностей).

28 сентября 2018 года в 00 час. 26 мин. произошел пожар в садовом доме, расположенном по адресу: Высокогорский район, СНТ «Кактус 74».

В ходе проливки и разборки конструкций садового дома на обгоревшем диване был обнаружен труп женщины, 1949 года рождения.

Опросом очевидцев установлено, что погибшая гражданка проживала в садовом доме и вела нетрезвый образ жизни, топила печь дровами, возле топки которой и хранила запас двор и различную ветошь. Осмотром места пожара установлено, что причиной пожара послужило нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации отопительной печи, на что указывали наиболее глубокие прогары пола в месте размещения топки. Условиями, способствующим гибели человека, стали нахождение погибшей в состоянии сна и алкогольное опьянение.

Примеры гибели людей в результате нарушения правил  устройства и эксплуатации электрооборудования.

25 сентября 2018 года в 00 час. 37 мин. произошел пожар в садовом доме, расположенном по адресу: Нижнекамский район, СПК «Шинник».

В ходе проливки и разборки конструкций садового дома в комнате был обнаружен труп мужчины, 1964 года рождения.

Опросом очевидцев установлено, что погибший являлся собственником данного участка (пенсионером) и вел строительство на участке. Погибший гражданин проживал в садовом доме, из-за низкой температуры воздуха для отопления использовал масляный радиатор. Осмотром места пожара установлено, что причиной пожара послужило нарушение правил технической эксплуатации бытового электроприбора (масляного радиатора), на что указывали следы выгорания пола в месте размещения бытового электроприбора. Условиями, способствующим гибели человека, стали нахождение погибшего в состоянии сна и алкогольное опьянение.

29 сентября 2018 года в 12 час. 27 мин. произошел пожар в садовом доме, расположенном по адресу: Высокогорский район, СНТ «Березовское».

В ходе проливки и разборки конструкций садового дома в комнате был обнаружен труп женщины, 1975 года рождения.

Опросом очевидцев установлено, что погибшая была дочерью собственника данного участка  и проживала в нем с сыном. В день пожара употребляла спиртные напитки с соседкой и по окончании празднования легла спать. Осмотром места пожара установлено, что причиной пожара послужило нарушение правил технической эксплуатации электрооборудования, а именно бытовая техника (стиральная машина, холодильник, микроволновая печь) были включены в электрическую сеть в одну розетку. Медные токоведущие жилы соединены способом «механической скрутки», на которых обнаружены следы короткого замыкания. Условиями, способствующим гибели человека, стали нахождение погибшего в состоянии сна и алкогольное опьянение, - завершил выступление Алексей Пашин.

Следом свой доклад на тему: «Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики в области пожарной безопасности» зачитал заместитель начальника отдела государственного пожарного надзора и профилактической работы УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан, подполковник внутренней службы Ленар Багаветдинов.

 - Во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации наше Министерство в системе осуществления контрольных функций перешло на риск ориентированный подход, т.е. частота проведения мероприятий по надзору зависит от класса потенциальной опасности объекта и вида деятельности, - начал доклад Ленар Багаветдинов.

- Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» в области надзора за соблюдением требований пожарной безопасности определено 5 категорий риска объектов, это высокий риск, значительный риск, средний риск, умеренный риск и низкий риск.

В соответствии с данным постановлением садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, имеющие общую границу с лесными участками отнесены к категории среднего риска. Остальные объекты данной категории отнесены к категории – умеренного риска. Периодичность плановых проверок садовых, огороднических и дачных некоммерческие объединения граждан отнесенных:

к категории среднего риска проводится не чаще чем один раз в 7 лет;

категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет.

Однако ранее присвоенные категории риска могут, как повышаться, так и понижаться.

Понижение ранее присвоенной категории риска возможно при наличии одного из следующих условий:

создание в установленном законодательством Российской Федерации порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);

наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;

проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;

отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности;

регистрация декларации пожарной безопасности, составленной в соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Повышение ранее присвоенной категории риска возможно при наличии одного из следующих условий:

проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;

наличие сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;

наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет.

С информацией о присвоенной категории риска объекту можно ознакомиться на официальном сайте Главного управления МЧС России по Республике Татарстан.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:

ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной опасности;

окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.

Планирование проверок объектов защиты осуществляется в соответствии с ежегодными планами проведения проверок объектов защиты и территорий, правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, который в свою очередь, согласовывается с прокуратурой.

Ежегодный план разрабатывается не позднее 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, и утверждается начальником органа ГПН. В ежегодный план включаются информация об отнесении объекта защиты к определенной категории риска, указываются наименование и место нахождения объекта защиты и (или) территории (земельного участка), в отношении которого планируется проведение проверки.

В срок до 1 сентября года, проект ежегодного плана направляется в  прокуратуру. До 31 декабря года, план проверок после согласования с прокуратурой публикуется в сети «Интернет», а также размещается на информационных стендах в помещениях органов ГПН, непосредственно участвующих в исполнении государственной функции.

Основанием для проведения внеплановых проверок является:

1) истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия;

2) наличие решения органа власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган ГПН:

сведений от организаций, граждан, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты и (или) территории (земельных участков);

4) наличие распоряжения руководителя органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

При этом хочу пояснить, что проведение внеплановой проверки согласовывается с прокуратурой только по обращениям и заявлениям граждан, организаций и т.д.

Плановые и внеплановые проверки в отношении организаций и граждан проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки, объекта защиты, территории органа ГПН, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

В распоряжении о проведении проверки объекта защиты и (или) территории  также указывается категория риска, к которой относится объект защиты и (или) территория, цели, задачи и предмет проверки, сроки проведения проверки.

Стоит отметить, что к проверке допускаются только те лица, которые указаны в распоряжении. Сотрудник ФГПН обязан проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и копии документа о согласовании проведения проверки. Соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации.

Срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на 20 рабочих дней.

По результатам проверки должностным лицом органа ГПН, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.

Форма акта проверки также утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

Подпись должностного лица органа ГПН, проводившего проверку, в акте проверки заверяется печатью должностного лица органа ГПН.

Акт проверки оформляется на проверявшийся объект защиты  непосредственно после ее завершения, один его экземпляр с копиями приложений, вручается уполномоченному должностному лицу, в отношении которых проводилась проверка, под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае отсутствия уполномоченного лица, в отношении которых проводилась проверка, а также в случае отказа данного лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, данный акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в контрольно-наблюдательном деле о противопожарном состоянии объекта защиты, органа власти.

Информация о проведенной проверке и ее результатах, полученных в ходе проверки данных, может быть направлена в органы внутренних дел, прокуратуры и другие органы власти для принятия ими мер согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ.

В случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:

1) выдать предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности с указанием сроков их устранения. Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также из организационных и технических условий, влияющих на их устранение.

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, установленной законодательством РФ.

В рамках исполнения части 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» МЧС России издан приказ от 28.06.2018 №261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности», который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 01.11.2018 за №52600. Данный приказ вступил в действие с 13 ноября текущего года. Начиная с этой даты, сотрудники Федерального государственного пожарного надзора, при осуществлении государственного контроля в области пожарной безопасности (при проведении плановых проверок), применяют данные формы проверочных листов – всего их 19, в том числе один проверочный лист разработан для садоводческих, огороднических объединений. Теперь, председатель садоводческого товарищества применив образец проверочного листа, может самостоятельно подготовиться к плановой проверке пожарной безопасности инспектором государственного пожарного надзора МЧС России. 

Проверочный лист для садоводческих, огороднических объединений состоит из 7 разделов в которые вошли 108 вопросов, отражающих содержание обязательных требований, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении обязательных требований, составляющих предмет проверки. При этом предмет плановой проверки ограничивается обязательными требованиями, изложенными в форме проверочного листа.

Раздел «Общие мероприятия» состоит из 32 вопросов, таких как:

соблюдение на объекте защиты проектных решений, выполненные в соответствии с требованиями пожарной безопасности (противопожарные расстояния, водоснабжение, оповещение, проезды и подъезды для пожарных автомобилей);

наличие инструкции о мерах пожарной безопасности;

наличие на земельных участках, где расположены жилые дома, емкости (бочки) с водой или огнетушителя;

наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре;

наличия телефонной связи и т.д.

Раздел «Обучение мерам пожарной безопасности» состоит из 3 вопросов, такие как:

прошли ли все члены общества противопожарный инструктаж;

прошли ли все члены общества повторный противопожарный инструктаж;

прошли ли руководитель и ответственные за пожарную безопасность обучение по программам пожарно-технического минимума.

Раздел «Обозначение мест для курения» состоит из двух вопросов, а именно:

Обозначены ли места, специально отведенные для курения табака, знаками «Место для курения»;

Обеспечено ли размещение знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено».

Раздел «Первичные средства пожаротушения и противопожарное водоснабжение» состоит из 14 вопросов, таких как:

исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения;

проведения проверок работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения, с составлением соответствующих актов, не реже, чем 1 раз в полгода;

обеспечена ли доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года

обозначено ли направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам.

Раздел «Электротехническая продукция» состоит из 13 вопросов, таких как:

размещение воздушных линии электропередач над горючими кровлями, навесами;

эксплуатация электропроводов и кабелей с видимыми нарушениями изоляции;

использование розеток, рубильников и других электроустановок с повреждениями;

использование электроутюгов, электроплиток, электрочайников и других электронагревательных приборов, не имеющих устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;

применение нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов.

Раздел «Система отопления» состоит из 18 вопросов, таких как:

эксплуатация неисправных печей и других отопительных приборов

обеспечены эксплуатируемые печи и другие отопительные приборы противопожарными разделками (отступками) от горючих конструкций;

соблюдено ли требование об очистке дымоходов и печей (отопительных приборов) от сажи перед началом отопительного сезона;

соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации эксплуатация тепло производящих установок.

Раздел «Территория объекта» состоит из 26 вопросов, таких как:

хранение емкостей с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, горючими газами, на территориях общего пользования;

наличие свалок горючих отходов;

использование запаса воды, предназначенного для нужд пожаротушения, для хозяйственных целей;

наличие приспособлений водонапорных башен для забора воды (при ее наличии) пожарной техникой в любое время года;

соблюдение требований пожарной безопасности при использования открытого огня;

использование для стоянки автомобилей разворотных и специальных площадок, предназначенных для установки пожарно-спасательной техники;

исключен ли запуск неуправляемых изделий из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня, на территории поселений и городских округов, а также на расстоянии менее 1000 метров от лесных массивов;

наличие защитных противопожарных  минерализованных полос;

проводится ли регулярная уборка мусора и покос травы правообладателями земельных участков (собственниками земельных участков, землепользователями, земледельцами и арендаторами земельных участков).

Главным управлением МЧС России по Республики Татарстан в рамках обеспечения пожарной безопасности взято на учёт 727 садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

В рамках проводимой работы по контролю за обеспечение пожарной безопасности на объектах указанной категории в текущем году проведено 148 мероприятий по надзору, из них 25 плановых и 123 внеплановых проверок.

Для справки:

89 проверок по контролю исполнения ранее выданного предписания;

10 проверок в рамках поручения Правительства РФ;

1 по обращениям заявлениям граждан;

23 проверки на основании введенного особого противопожарного режима.

В ходе проведенных проверок выявлено 512 нарушений требований нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе:

18 нарушений противопожарных расстояний;

80 нарушений требований предъявляемых к въездам, проездам и подъездам для пожарных автомобилей;

100 нарушений предъявляемых к наружному противопожарному водоснабжению;

40 нарушений предъявляемых к мотопомпам;

51 нарушение связанных с отсутствием или неисправностью звуковой сигнализации для оповещения людей о пожаре;

24 нарушения предъявляемым к минерализованным полосам.

Для справки: Устранено 173 ранее выявленных нарушений требований пожарной безопасности (33,7%). К административной ответственности привлечено 14 юридических лиц, 76 - должностных лиц и 13 – граждан. 52 административных дела направлено в суды за неисполнение в установленный срок законных предписаний.

Также в рамках проведения операции «Дача» в майские дни сотрудниками ФГПН проведено 188 профилактических рейдов в садовых некоммерческих объединениях граждан по результатам проведенных рейдов выдано 27 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований пожарной безопасности.

Таковы краткие итоги нашей надзорной деятельности в отношении садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан. И не стоит забывать, что наша с вами основная цель – это обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан и их имущества.

В текущем году нами организован и проведен первый республиканский смотр-конкурс «Лучшее садоводческое, огородническое и дачное объединение граждан в области противопожарной защиты». Организаторами смотра-конкурса также являлись министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ, Татарстанское региональное отделение ВДПО и Татарстанское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз садоводов России».

Разработан и подписан совместный приказ от 18.08.2018 №647/475/209/2-пр/447/110 «О проведении ежегодного смотра-конкурса среди садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан на лучшее противопожарное состояние».

На I этапе самое образцовое по состоянию пожарной безопасности дачное объединение определялось в муниципальных образованиях Республики Татарстан (20 августа – 10 сентября). На II этапе специальная комиссия определила победителя и призеров конкурса среди лучших садоводческих и огородных товариществ по итогам первого этапа.

Оценка противопожарного состояния каждого конкурсного объекта проводилась по 23 критериям соблюдения пожарной безопасности, среди которых - наличие и качество инструкции о мерах пожарной безопасности, утверждённой в соответствии с Правилами противопожарного режима, наличие и исправность звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи. Наличие и исправность наружного противопожарного водоснабжения, степень очистки общей и частной территории от сухой травы и мусора и другие. Каждый критерий оценивался по 10 бальной системе.

По итогам заседания центральной комиссии, в составе которой работали руководители Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ и ТРО ВДПО, наилучший результат в области обеспечения пожарной безопасности дачных и огородных товариществ продемонстрировало руководство Садового некоммерческого товарищества «Зеленый Дол» Пестречинского муниципального района в лице председателя Константина Арапова. Второе место - у садового некоммерческого товарищества «Весна» Верхнеуслонского муниципального района, председатель Павел Бойко. В тройку призеров вошло садовое некоммерческое товарищество «Дружба» Тукаевского муниципального района, председатель Нина Кузьмина.

В рамках республиканского праздника «День садовода» на площадке агропромышленного парка «Казань» была организована выставка-фестиваль садово-огородного хозяйства «Бакча – 2018». Во время фестиваля садоводов, почетным гостем которого стал Президент РТ Рустам Минниханов, прошла церемония награждения победителя и призеров смотра-конкурса. Победитель и призеры конкурса получили Почетные грамоты Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и ценные призы.

В дальнейшем, проведение данного ежегодного конкурса будет продолжено, в связи с чем, обращаясь к председателям садоводческих товариществ, прошу принять активное участие в следующем году, - завершил доклад Ленар Багаветдинов.

Публичные слушания продолжил заместитель начальника ОГНГО, ЗНиТ от ЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан майор внутренней службы Максим Кондратьев, который выступил с докладом: «Основные требования пожарной безопасности, предъявляемые к планировке и застройке территорий садоводческих и дачных объединений и характерные нарушения»

 - Требования пожарной безопасности, предъявляемые к садоводческим дачным объединениям установлены правилами противопожарного режима в Российской Федерации (утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390) и соответствующими разделами Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический  регламент о требованиях пожарной безопасности» которые контролируют органы МЧС России, а также СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (ныне зарегистрирован Росстандартом как СП 53.13330.2011 и не включен в перечень нормативных документов, на основе которых выполняются требования Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ). На основании статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, если объединение образовалось после 2011 года, то к нему применяются требования СП 53.13330.2011, выполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно требований СНиП 30-02-97* территория садоводческого (дачного) объединения организовывается в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления проектом планировки и застройки территории садоводческого (дачного) объединения. Данный проект планировки является юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого объединения. Все изменения и отклонения от проекта должны быть утверждены органом местного самоуправления. Проект может разрабатываться как для одной, так и для группы рядом расположенных территорий садоводческих (дачных) объединений.

Вопрос Дайнекину Владимиру Федоровичу: Есть ли какой либо реестр садовых обществ организованных до 2011 года и после?

В наш адрес поступают многочисленные обращения собственников земельных участков, а также председателей садовых обществ по фактам нарушения требований пожарной безопасности таких как, например, расстояние между жилыми домами, хозяйственными постройками уже зарегистрированных как объекты недвижимости в соответствующих инстанциях (например, местного органа исполнительной власти) не соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности от 6 до 15 метров в зависимости от степени огнестойкости и требуют от органов МЧС России снести то или иное строение, установки на проезжей части шлагбаумов, загромождение разворотной площадки частными автомобилями или их отсутствие вообще, очистки от снежных заносов, не рассредоточенные въезды-выезды с территории и прочее.

По данным вопросам хотелось бы пояснить следующее, что в органах МЧС России ни одно обращение не остается без внимания. По каждому факту проводится соответствующая работа в соответствии с требованиями Федерального закона от 02 мая 2006 № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Ряд заявителей все же остаются, не удовлетворены результатами рассмотрения обращения, так как органы МЧС России  не снесли, например, дом соседа, который зарегистрирован и введен в эксплуатацию с нарушение противопожарного расстояния, либо не отменили какое-либо разрешение того или иного органа. Тут следует пояснить, что урегулирование конфликтных ситуаций между членами садоводческих (дачных) объединений граждан в части законности строительства и соблюдения противопожарных расстояний между возводимыми зданиями и сооружениями не относится к компетенции надзорных органов МЧС России. Указанные споры, возможно разрешить только в рамках гражданского судопроизводства, в порядке установленном законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативно-правовыми актами, так скажем сервитут.

Что касается установки шлагбаумов в пункте 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее Правила) нет запрета на установку автоматических шлагбаумов при въезде или выезде на территории. При этом, в случае установки таких технических средств, выполнение требований п. 75 Правил может быть обеспечено разблокировкой, автоматическим и ручным открыванием шлагбаума при возникновении чрезвычайной ситуации (не должно быть не каких навесных замков и прочего подобного блокирующего средства).

Основные дороги, разворотные площадки для пожарных автомобилей размерами не менее 15*15 м, в зимнее время должны очищаться от снежных заносов, и содержаться свободными для обеспечения деятельности пожарных подразделений. Разворотные площадки предусматриваются в конце тупиковых проездов протяженностью не более 150 м.

По вопросу рассредоточенности въездов-выездов в настоящее время имеет место быть, так скажем, правовой вакуум (данного требования в нормативных документах по пожарной безопасности нет, просто в нормах сказано, въезды-выезды принимаются в зависимости от количества участков).

В соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 года № 66 - ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» к компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относятся организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования. Порядок строительства объектов индивидуального и общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении определен статей 34 данного Федерального закона, положениями которого установлено:

1. Возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом.

2. Государственный земельный надзор за соблюдением гражданами требований, установленных земельным законодательством, к использованию земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с требованиями статьи 26 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66 - ФЗ   «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», для решения спорных вопросов, касающихся правил содержания земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, садовых, огородных и дачных земельных участков и прилегающих к ним территорий, на общем собрании членов садоводческого товарищества избирается комиссия «объединения» по контролю за соблюдением законодательства, которая работает под руководством правления «объединения». Комиссия обеспечивает выполнение садоводами законодательства о градостроительстве, о пожарной безопасности, составляет акты о нарушениях законодательства и передаёт такие акты для принятия мер на рассмотрение правления такого объединения, которое вправе представлять их в государственные органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства.

Соблюдение изложенного порядка, установленных требований пожарной безопасности при строительстве позволит избежать конфликтных ситуаций между членами объединений, а так же снизить вероятность возникновения пожаров и ограничить последствия в случае их возникновения, - завершил доклад Максим Кондратьев.

Следующий докладчик - начальник отделения УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан майор внутренней службы Эльмира Нигмедзянова озвучила доклад на тему: «Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности».

 - В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности должностные лица органа государственного контроля обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности при проведении плановой выездной проверки составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является акт проверки.

С 09.06.2017 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 100-ФЗ от 28.05.2017, и из статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключены части 3-5,8.

Санкции частей статьи 20.4 КоАП РФ предусматривают различные виды наказаний в зависимости от совершенного административного правонарушения.

Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

За 3 квартала 2018 года территориальными органами надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ вынесено в отношении должностных лиц садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений 15 административных наказаний в виде штрафа, 21 наказание - в виде предупреждения. В отношении юридических лиц вынесено 6 постановлений о назначении административных наказаний в виде предупреждения.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

Нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

По части 2 статьи 20.4 КоАП РФ привлечено к административной ответственности в виде штрафа 2 должностных лица, 21 гражданин.

По результатам проведения внеплановой выездной проверки с целью контроля за выполнением предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в случае невыполнения предписания составляется протокол об административном правонарушении по статье 19.5 КоАП РФ, который направляется на рассмотрение по подведомственности в суд.

За невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор возможно наложение административного штрафа по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей».

По части 12 статьи 19.5 КоАП РФ судами назначены административные наказания в виде  в виде штрафа 2 юридическим лицам и 31 должностному лицу.

За повторное совершение административного правонарушения в виде невыполнения предписания возможно наложение административного штрафа по части 14 статьи 19.5 КоАП РФ на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».

По части 14 статьи 19.5 КоАП РФ судами привлечены к административной ответственности 4 должностных лица садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

В случае возникновения пожара из-за нарушения требований пожарной безопасности может наступить как административная ответственность, так и уголовная.

За нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, возможно наложение по части 6 статьи 20.4 КоАП РФ административного штрафа на должностных лиц  от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

За нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, по части 6.1 КоАП РФ возможно наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В случае нарушения требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека, смерть двух или более лиц, наступает уголовная ответственность по статье 219 УК РФ.

Согласно части 1 статьи 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается также финансовое положение юридического лица.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.4 КоАП РФ, административное наказание в виде предупреждения назначается в соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано в порядке главы 30 КоАП РФ в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии Главному государственному инспектору Республики Татарстан по пожарному надзору или в суде.

В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление.

Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно статье 19.6 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, - завершила доклад Эльмира Нигметзянова.

От имени садоводов выступил председатель правления Союза Садоводов Татарстана Владимир Дейнекин. Он отметил большую пользу от данного мероприятия, во время которого сотрудники МЧС доходчиво объяснили все нюансы законодательства и ответили на все интересующие вопросы председателей СНТ.


Автор:

Категория: Республика Татарстан

Новости по теме:

Поделитесь новостью с друзьями
Добавить в мои источники Я.НовостиПодписывайтесь на наш канал в Телеграм
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER
Интересные новости
Комментарии для сайта Cackle