22 декабря в Петербурге началась разгрузка партии так называемых «урановых хвостов» из Германии. Данное событие показалось главе фракции «Яблоко» Заксобрания Петербурга Борису Вишневскому отличным поводом для наведения паники посредством лжи. Депутат стал запугивать петербуржцев мнимой опасностью радиационного излучения.
Чтобы развеять все сомнения, компания «Росатом» пригласила Вишневского и активистов, разделяющих его опасения, прибыть в Морской порт и лично убедиться в отсутствии радиационного фона. Мировая практика показывает, что использование «урановых хвостов» безопасно, и у депутата вряд ли найдутся контраргументы по данному вопросу.
Известно, что груз представляет собой гексафторид урана (ОГФУ) – это одна из наиболее распространённых разновидностей обеднённого урана. Его получают при производстве обогащённого урана, материал перевозится в стальных контейнерах – в таком виде хранится 95% мировых запасов материала.
Для хранения «хвостов» используют герметичные металлические контейнеры, что лишний раз доказывает факт отсутствия опасности. К примеру, в США обеденный уран хранится на складе под открытым небом.
Как уверен сенатор от штата Огайо Боб Липер, запасов «урановых хвостов» в США хватит на 700 лет беспрерывного обеспечения страны электроэнергией. Вторичное использование сырья возможно, но только на АЭС с реакторами на быстрых нейтронах. Для американцев это в новинку, в то время как в РФ давно применяется подобная практика на Белоярская АЭС.
«Урановые хвосты» активно используются в различных сферах. Соединенные Штаты используют материал в производстве брони и боеприпасов, учитывая очень высокую плотность обедненного урана. Также он незаменим для создания средств защиты от радиации. ОГФУ используется в качестве защитного «экрана» в рентген-кабинетах. «Урановые хвосты» востребованы и в нефтедобывающей промышленности.
Несмотря на большую распространенность, переработкой материала занимаются лишь четыре страны: Россия, Франция, Великобритания и США. Причины этого кроются в отличной развитости атомной энергетики в данных государствах. Это показывает, что ведущие страны мира спокойно относятся к переработке «урановых хвостов», поскольку это безопасно и экономически выгодно.
Чтобы убедиться в отсутствии радиационного фона на территории Морского порта, журналисты провели собственные замеры. Результаты оказались не выше, чем по остальному Петербургу – от 18 до 25 мкр/ч. Это доказывает, что депутат Вишневский пытался разжечь панику, основываясь лишь на эмоциях, но не фактах.
При помощи интернет-сервиса ZIVERT любой житель Северной столицы может убедиться, что радиационный фон мегаполиса в норме. Датчики радиации проекта расставлены по всему городу.
По всей видимости, Борис Вишневский пытался раскачать общественность, имея целью набрать политические очки, способные помочь ему избраться в Государственную думу. Выставляя себя «защитником народа», популист явно рассчитывает в будущем на поддержку электората. Вишневский не отреагировал на развернутый ответ «Росатома», обосновывающий полную безопасность здоровья петербуржцев.
Резонансную тему попытались использовать выгодно для себя и другие парламентарии и городские активисты. В частности, близкий друг Вишневского депутат Максим Резник посвятил «урановым хвостам» целое выступление в ходе заседания Заксобрания. Тиражированию вброса способствовал и активист Красимир Врански.
Очевидно, что вышеуказанные персонажи преследовали цель посеять панику и страх перед радиацией среди петербургской общественности. Расчет был на мнительных людей, больше доверяющих подобным заявлениям, чем фактам. Недобросовестные парламентарии пытаются использовать подобные «вбросы» для построения политической карьеры. В этом случае ложь была разоблачена при помощи обычного дозиметра.