Сегодня исполняется 86 лет со Дня образования гражданской обороны страны. За минувшие годы гражданская оборона прошла большой путь становления и развития, превратилась в важную составную часть общегосударственных оборонных мероприятий.
На протяжении всех этих лет в нашей стране проводится комплекс мероприятий, направленный на защиту населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих вследствие военных действий, а в последнее время – и от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это характеризует социальную значимость Гражданской обороны и её востребованность в обществе.
В России государственная организация защиты населения берёт своё начало с октября 1932 года, когда Совет Народных Комиссаров СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории СССР», в соответствии с которым была образована местная противовоздушная оборона, ставшая основой системы гражданской обороны страны.
Её первым серьезным испытанием стала Великая Отечественная война. В первые месяцы войны в формирования МПВО было привлечено почти всё трудоспособное население страны. К весне 1942 года практически каждый второй житель станы был обучен действиям в условиях возможного нападения противника. МПВО сыграла неоценимую роль в ходе Великой Отечественной войны, значительно сократив потери мирного населения и предотвратив разрушения объектов народного хозяйства. Защищая население от налётов вражеской авиации и артиллерийских обстрелов, рискуя жизнью, трудился личный состав медико-санитарных, аварийно-восстановительных и противопожарных служб. Велась борьба с зажигательными бомбами, оказывалась помощь раненым и пострадавшим под обломками зданий.
15 июля 1961 года. Постановлением Совета Министров СССР местная противовоздушная оборона была преобразована в гражданскую оборону. Систему общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения и объектов народного хозяйства от ядерного, химического и бактериологического оружия, а также в целях проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах возможного массового поражения. Один из ярких примеров – авария на Чернобольской АЭС, когда в первых рядах ликвидаторов последствий аварии были сотрудники Гражданской обороны, среди них были и наши коллеги.
В настоящее время, когда усложняются технологические процессы, когда в производствах применяется всё больше сильнодействующих ядовитых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей и радиоактивных веществ, когда увеличивается количество катастроф и стихийных бедствий, значительно возросла социально-экономическая значимость Гражданской обороны.
Уроки Чернобыля и других чрезвычайных ситуаций указали на необходимость проведения целого комплекса мероприятий по приведению гражданской обороны в соответствие с социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в стране. Гражданская оборона становится самостоятельным ведомством в структуре исполнительной власти. Государственный комитет по ЧС получает статус Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 1992 года создается единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая органы управления силами и средствами исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций, к компетенции которых относится решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Для Волгоградской области, являющейся крупным промышленным центром, характерны чрезвычайные ситуации, связанные с утечкой и выбросом ядовитых сильнодействующих веществ на производственных объектах, при добыче, переработке и транспортировке углеводородного сырья, а также целый ряд природных чрезвычайных ситуаций, вызванных географическим расположением и климатическими особенностями. В связи с чем, мероприятия по гражданской защите населения и территорий имеют для нашего субъекта особую значимость.