20 октября 2019, 11:38

Российские ученые выяснили, что фуллерены могут защитить от болезни Альцгеймера

Российские ученые в ходе своего исследования выяснили, что фуллерены (так называемые «углеродные наномячи») обладают удивительным свойством поглощать токсичные белки, тем самым освобождая мозговые клетки от белкового «мусора». Эта их особенность может быть использована при разработке лекарственных препаратов для лечении болезни Альцгеймера, которая поражает миллионы людей в мире.

Одной из возможных причин возникновения деменции считается накопление в средине клеток мозга патогенного белка бета-амилоида. Это так называемые фрагменты белка APP, играющего ключевую роль в формировании связей между нейронами.

Исследователи до сих пор не выяснили, почему старые молекулы АРР в организмах некоторых не перерабатываются должным образом и в результате в мозговых клетках скапливается белковый мусор.

Ученые из Института проблем химической физики РАН нашли решение проблемы, сообщает ТАСС. Они изменили структуру фуллеренов с молекулами ab42, в результате чего те стали растворяться в воде и препятствовать образованию мусорных бляшек. Опыты проводились на лабораторных грызунах.

Было создано несколько модификаций «наномяча». Срез мозга крыс обработали раствором большого числа одиночных звеньев ab42. Выяснилось, что все варианты соединений активно связывались с молекулами ab42.

Результаты потрясли научное сообщество в плане безопасности - технология с фуллеренами оказалась в четыре раза безопаснее аспирина. Ученые надеются, что их разработка будет использована в терапии пациентов с болезнью Альцгеймера.