31 октября 2019, 13:09

Ученые узнали, почему паутина не гниет

Паутина встречается в большинстве уголков земного шара. Пауки снуют ее везде, где только можно. Нередко они бросают свои «ловушки», но паутина остается целой на протяжении долгих недель - не гниет и не разлагается, хотя, казалось бы, это противоречит познаниям - ведь речь о биоматериале, а не синтетике.

Доныне ученые были уверены, что у паутины есть антибактериальные свойства, которые и не дают материалу стать пищей для бактерий. Дакота Пиорковски во главе группы ученых из Тунхайского университета в Тайване решила проверить, так ли это на самом деле. Исследователи взяли образцы шелка трех пауков, которые живут в тропиках - кругопрядов Nephila pilipes и Cyrtophora moluccensis, а также пауков-волков Hippasa holmerae.

По данным Naked Science, после этого материалы поместили в чашку Петри, где за несколько дней до этого были взращены четыре вида самых распространенных на планете бактерий, в том числе кишечные палочки.

Через некоторое время были развеяны утверждения об антибактериальных свойствах паутины. Если бы они у нее были, бактерии просто не смогли бы развиваться и размножаться. Однако такого не было. Более того, некоторые из них даже контактировали с шелком пауков.

Исследователи проверили и другое предположение. В соответствии с ним, паутина просто сложный для утилизации материал, как кератин шерсти либо лигнин древесины.

Ученые выращивали те же бактерии на нитях той же паутины, погруженной в различные виды питательной среды. Выяснилось, что организмы могут нормально развиваться только в одной среде - там, где имеется дополнительный источник азота.

По этой причине исследователи предположили, что азот, который входит в состав паутины, труднодоступен для микроорганизмов. Поэтому паутина для них попросту не самая удобная пища.