Марсоход Curiosity зафиксировал необъяснимые сезонные изменения в газах близ кратера Гейла на Марсе. Там случился выброс кислорода. Притом, в отличие от Земли, газ вел себя совершенно по-другому. Ученые пока не могут найти этому объяснение.
Ровер в течение шести лет отбирал пробы атмосферы Красной планеты. Анализ показал, что она на 95 процентов состоит из углекислого газа, еще 2,6 процента приходится на молекулярный азот, 1,9 процента - на аргон, и только 0,16 - на молекулярный кислород. Недавно были выявлены и следы метана.
Ученые выяснили, что молекулы марсианского воздуха регулярно взаимодействуют и смешиваются, и эти изменения напрямую связаны со сменой времен года на Марсе.
К примеру, азот и аргон следуют предсказуемому сезонному режиму, концентрация которого в кратере Гейла увеличивается и уменьшается в течение года относительно количества углекислого газа, передает «Экология регионов». Ученые были уверены, что с кислородом случится то же самое. Каким же было их удивление, когда весной и летом его количество в воздухе над кратером Гейла (это ударная воронка 154 километра в диаметре) вырастало аж на 30 процентов. При этом марсианской осенью количество газа, благодаря которому на Земле появилась жизнь, снова возвращалось до прежних отметок.
Наблюдения учеными велись в течение шести лет, а это три марсианских года. Объяснения этому пока не найдено. Предполагается, что колебания кислорода на Марсе не связаны с колебаниями атмосферной динамики. Исследователи склоняются к мысли, что у колебаний кислорода и метана может быть одна и та же причина. Она пока неизвестна, поэтому работа в этом направлении будет продолжаться.