30 сентября 2020, 12:17

Ученые назвали катастрофу, почти погубившую цивилизацию майя

Согласно новейшему исследованию, которое провела международная группа ученых, в 431 году нашей эры цивилизация майя оказалась на грани исчезновения вследствие сильнейшего извержения вулкана. Выброс горячей лавы погубил все живое вокруг в радиусе 40 километров, и 1590 лет назад спровоцировал практически полное уничтожение одной из самых прогрессивных цивилизаций эпохи.

Ученые из Оксфордского университета и Испанского национального исследовательского совета поделились результатами своего исследования в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Специалисты провели детальное расследование и проанализировали ледяной керн, извлеченный из ледника в Гренландии, а также изучили радиоуглеродное датирование обугленных остатков дерева, найденных в отложениях пепла Илопанго.

В результате исследования выявилось, что одно из самых сильных извержений вулкана в истории человечества произошло в 431 году нашей эры. Предположительно, шлейф лавы и разгорячённого пепла мог подняться на высоту до 45 километров, и осадки породы и пепла впали впоследствии на территории протяженностью более семи тысяч километров, достигнув самой Гренландии. Как утверждают ученые, полусантиметровый слой пепла 1590 лет назад покрыл территории площадью более двух миллионов квадратных километров.

Желая продемонстрировать мощь древнего извержения, которое чуть было не погубило цивилизацию майя, эксперты сравнили тот выброс с извержением вулкана Сент-Хеленс в 1980 году, во время которого погибли 57 человек. Оказалось, что взрыв в 431 году нашей эры вулкана Илопанго в 50 раз превышал современную катастрофу, что говорит об ужасном по силе масштабе трагедии в рамках той эпохи.

Ученые подтвердили, что хотя взрыв не сказался катастрофическим образом на развитии большей части цивилизации майя раннего классического периода (300-600 годы нашей эры), в окрестностях горы в течение многих лет и десятилетий так никто и не поселялся, опасаясь повторного выброса вулкана. Кальдера Илопанго расположена менее чем в 10 км от города Сан-Сальвадор, столицы Сальвадора. Она является частью вулканической дуги региона, которая включает в себя в общей сложности 21 действующий вулкан.

Автор: